Сертификация ИСМ
Одним из эффективных способов совершенствования системы управления компании в настоящее время является внедрение интегрированной системы менеджмента (ИСМ), созданной исходя из требований международных стандартов и передового управленческого опыта.
Интегрированная система менеджмента – это часть системы общего менеджмента компании, отвечающая требованиям двух или более стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое.
Интеграция – в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Ключевая задача состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию элементов систем в целостную систему, удовлетворяющую требованиям стандартов.
Создание ИСМ – сложный проект, направленный на повышение эффективности деятельности общего менеджмента компании.
ИСМ выстраивается на соответствие требованиям международных стандартов:
— ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования». Компания должна идентифицировать процессы имеющие существенное влияние на обеспечение соответствия продукции или услуги требованиям потребителя и управлять ими с целью постоянного улучшения и повышения удовлетворенности потребителей.
— ISO 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Компания должна идентифицировать экологические аспекты имеющие существенное влияние на окружающую среду, которыми она может управлять, оценить и выполнять меры управления ими с целью оптимизации процессов влияющих на окружающую среду;
— OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования». Компания должна идентифицировать опасности, оценить риски в области профессиональной деятельности, установить, внедрить и выполнять меры управления ими с целью повышения безопасности трудовой деятельности персонала.
— ISO/IEC 27001:2005 «Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности — Системы управления информационной безопасностью. Требования». Компания должна идентифицировать процессы, влияющие на конфиденциальность, целостность, доступность, подлинность и достоверность информации и выполнять меры управления ими с целью оптимизации деятельности в сфере информационной безопасности.
— SA 8000:2008 «Социальная ответственность». Компания должна идентифицировать процессы оказывающие влияние на общество и персонал, выполнять меры по управлению ими, с целью снижения неблагоприятных рисков в социальной сфере.
— другие стандарты, регламентирующие деятельность компании.
Основой создания ИСМ служат стандарты ISO серии 9000, это обусловлено тем, что базовые принципы, сформулированные в данных стандартах, в наибольшей степени соответствуют понятиям и принципам современного менеджмента. При этом особую значимость представляет внедрение процессного и системного подходов к управлению, которые предполагают управление компанией как системой взаимосвязанных процессов и целей.
Преимущества от внедрения ИСМ:
нацеливание руководителей и персонала на постоянное улучшение деятельности;
увязывание целей организации с целями процессов и, соответственно, с целями исполнителей;
установление четких границ ответственности между подразделениями, должностными лицами, и как следствие устранение организационных барьеров между подразделениями;
наделение полномочиями должностных лиц, которые непосредственно участвуют в процессе;
ускорение передачи информации с низкого уровня управления компанией на высокий, что способствует принятию эффективных решений, основанных на фактах;
достижение прозрачности управления компанией, установления ясных и понятных всем правил работы в компании;
повышение инвестиционной привлекательности.